суббота, 28 января 2023 г.

С чего начать строить дачу на участке

С чего начать строить дачу на участке

Итак, вы стали счастливым обладателем садового участка. Он еще не застроен, и вас переполняет желание поскорее взяться за дело. Естественно, что вид небольшого по размеру участка с землей не самого лучшего качества, на котором хочется располо­жить очень многое, вызовет у вас некоторую растерянность, но это не беда, ведь главное — начать.

Вам предстоит заняться планировкой и благоустройством участка, выбрать проект будущего домика и определить мате­риал, из которого его нужно строить, чтобы он был дешевым, красивым и отвечал всем вашим запросам. Очень важно на этой ста­дии правильно определить все этапы строи­тельства. 

Ко времени начала работ на садовом участке у вас накопилось уже определен­ное количество информации. Это и литера­тура о садовом строительстве, и советы знакомых, уже имеющих свои садовые участки. Все эти сведения зачастую носят очень разноплановый характер, а иногда бывают совсем противоречивыми.

Так как же разобраться во всем этом и с чего начать проектирование своего садового участка?

А начать нужно вот с чего. Собрав­шись всей семьей на «большой совет», следует определить и тщательно продумать планировку вашего участка, обсудить проект будущего домика, определить, какой род. занятий и какой вид отдыха вы предпочи­таете — активный или пассивный. Ведь лю­бая семья, особенно состоящая из людей разного возраста, приобретает садовый уча­сток с целью активного отдыха за горо­дом. Однако само понятие «активный от­дых» многие понимают по разному, а следо­вательно, и застройку садовых участков также организовывают по разному. Люди старшего поколения любят проводить свой отдых и досуг в саду или на огороде, выра­щивая фрукты и овощи. Занимаются цве­товодством, разбивая розарии и альпина­рии в композиции с водоемами, подпор­ными стенками, интересным мощением до­рожек и т. д. (рис. 1). Есть садоводы, кото­рые видят свой отдых в пассивном пребы­вании на своем участке, наслаждаясь при­родой и свежим воздухом. Такие люди всю душу вкладывают в строительство садового домика, выбирая индивидуальный проект для застройки. Гармонично связывают его с природой, разбивая на участке хороший зеленый газон, устраивают места для отды­ха на открытом воздухе, организовывая их на свой вкус. Это может быть и откры­тая терраса с камином, летняя кухня с оча­гом или жаровней, пергола, беседка и т. д. (рис. 2). На этом мы позднее остановимся более подробно.

Дети и молодежь, отдыхая в летнее время на садовых участках, как правило, предпочитают активный отдых: спортивные игры, физические упражнения, забавы, и поэтому на участках следует предусмот­реть место и для такого рода занятий. Удоб­нее его совместить с общей зоной отдыха на участке.
Разбивка зоны отдыха с устройством розария, альпинария, водоема, подпорной стенки
Рис. 1. Разбивка зоны отдыха с устройством розария, альпинария, водоема, подпорной стенки.
1. Зеленый газон.
2. Розарий или альпинарий.
3. Мощение декоративным кам­нем террасы.
4. Место отдыха с перголой.
5. Декоративные водоемы.

Планировка, благоустройство и озеленение садового участка

Вариант благоустройства террасы
Рис. 2. Вариант благоустройства террасы

Вот сколько проблем и вопросов следу­ет вам решить, приступая к застройке ва­шего садового участка. Поэтому, посовето­вавшись в семейном кругу, вы должны окон­чательно определить, каким будет ваш уча­сток, и выбрать проект садового домика. Обычно, и это закономерно, многие застрой­щики приходят к такому заключению, что их садовый участок будет многофункцио­нален.

Ну хорошо: кто чем будет и хочет зани­маться на участке, решить можно, ну а ме­сто, где разводить цветы, где строить дом, где будут играть де­ти, где будут расти деревья, разыгрывать по жребию?

Нет, только правильная планировка тер­ритории участка позволит членам вашей семьи заниматься предпочтительным для каждого делом, не задевая интересов друг друга. А эстетическое и полезное начала при создании сада должны быть тщательно связаны продуманной системой.
Варианты планировки садовых участков.
Рис. 3. Варианты планировки садовых участков.

 Красоту и полезность ни в коем слу­чае нельзя отделять друг от друга. Любая посадка в саду должна быть по-настоящему красивой. Взаимосвязь обеих функций осо­бенно велика на небольших участках. На площади 300 — 400 м2 (без учета по­стройки) вам вряд ли удастся организо­вать две независимые друг от друга посад­ки: одну «красивую», а другую «полезную». В данном случае приходится говорить не о «красивой» и «полезной» зонах сада, а о кра­соте полезного сада. При решении же про­блемы взаимоотношений между отдельны­ми участками сада речь должна идти пре­жде всего о том, чтобы их функции не про­тиворечили друг другу.

Планировка небольшого по площади са­дового участка должна быть хорошо про­думанной и в то же время экономичной. Исходя из протекающих на садовом уча­стке процессов, его можно делить на три основные зоны: зону сада и огорода, жилую зону и хозяйственную. Чтобы провести правильно функциональное зонирование участка, необходимо учитывать его природ­ные особенности, то есть ориентацию по частям света, рельеф местности, направле­ние преобладающих ветров, наличие долго­вечных насаждений.

Что сажать и сеять на детской грядке?

Этот вопрос прежде всего нужно обсу­дить с детьми, но желательно посеять всего понемножку (рис. 4). Позже вместе с детьми наблюдайте, как молодые растеньица набирают силу, наливаются и зреют ягоды. Вместе пропалывайте и прореживайте рас­тения, чтобы малыши усвоили, какие рас­тения должны вырасти на грядке, а. какие необходимо удалять как сорняки. При этом дети стремятся быть единственными хозя­евами своей грядки, хотят, чтобы она была их гордостью. Поэтому их нужно очень тактично поправлять в этой работе.

Детская грядка
Рис. 4. Детская грядка

Прежде всего, и это самое главное, нуж­но определить ориентацию вашего участка по частям света. Это нужно для правиль­ного размещения на участке садового доми­ка и хозяйственных построек, которые-лучше всего расположить с северной или северо-западной стороны, а южную, более солнечную, сторону отвести под сад и ого­род. В этом случае тени от строений не бу­дут падать на зеленые насаждения, ведь чем больше солнца, тем больший и, лучшего качества урожай. Идеальное использование солнечного света предполагает не только правильное размещение растений в про­странстве, но и правильный их подбор по . количеству и крупности в перспективе рос­та. Нельзя, например, под плодовыми дере­вьями сажать огородные растения, так как тем и другим нужен разный уход.

При компоновке сада и огорода основ­ной организующей осью является дорожка, идущая .к дому (шириной 0,9—1 м) и далее в сад и огород {-шириной 0,5—0,6 м). Рядом с ней удобно проложить оросительный тру­бопровод. По внешним краям участка на расстоянии 1м от границы соседей можно высадить ряд ягодных кустарников: кры­жовника, смородины красной и белой (в ря­ду через 1,5 м), черной смородины, малины (в ряду через I м) (рис. 3). Ягодные кустарники сажать одновременно все нецелесо­образно, Лучше это делать в четыре приема (через 2—3 года), создавая тем самым ягодникооборот, в котором должно быть отведено четверть места для подготовки под посадку, четверть под молодые кусты, столь- . ко же под плодоносящие и остальные — под находящиеся уже в стадии завершения плодоношения. Это будет гарантировать равномерное поступление урожая, большую надежность от вымерзания и меньшее по­вреждение кустарников вредителями и бо­лезнями.

В трех метрах от рядов ягодных кустар­ников удобно разместить двумя рядами яб­лони. В ряду их высаживать через 4 метра. По сортам подборка яблонь может быть. такая: одно-два дерева — летних и осенних сортов, остальные зимние. Косточко­вые деревья (вишню, сливу, черешню, алы­чу) можно высаживать в ряд через три метра.

В свободное пространство, образовав­шееся между рядами, яблонь в. центре участка, можно высаживать землянику и овощные культуры. Территория при этом также разбивается на 8—10 участков и уста­навливается овоще-земляничный севообо­рот, в результате чего местоположение каж­дой культуры периодически меняется, что очень важно для рационального использо­вания питательных веществ в почве и защи­ты растений от вредителей и болезней, а в конечном счете — для получения более вы­сокого урожая каждой культуры.

Чередование в севообороте может быть следующим: редис, салат, укроп, петруш­ка (на зелень), вслед за уборкой которых высаживается земляника разных лет плодо­ношения, затем могут быть высажены кар­тофель, огурцы, помидоры, морковь, свекла, лук, чеснок, горошек.

Советую вам практиковать смешанные и уплотненные посевы. При этом культуры подбираются с учетом их индивидуальных особенностей и взаимного влияния друг на друга. Соседство растений может быть бла­гоприятным или вредным. Например: огур­цы дружат с горохом, капустой, но враж­дуют с картофелем. Капуста белокочанная в качестве соседей признает укроп, сель­дерей, лук, салат, картофель и недолюбливает помидоры и столовую фасоль. Мор­ковь дружит с помидорами и горохом. Кар­тофель хорошо уживается с фасолью, ка­пустой, хреном и луком, но не терпит по­мидоров и огурцов.
Варианты рассаживания ягодных культур многоярусным путем
Рис. 5. Варианты рассаживания ягодных культур многоярусным путем

Для детей очень полезно на участке выделять место для собственной грядки. Такая грядка площадью 1—-2 м2 доставит им не только много радости, но и даст не­обходимые навыки и умения, знания, при­учит к самостоятельному труду. Малыши под вашим руководством станут более тер­пеливыми, научатся внимательно и забот­ливо относиться к окружающему миру, разовьются их эстетические наклонности. В этом занятии особенно важен первый успех, поэтому следует выделить для такой грядки, самое лучшее место в саду — сол­нечное, открытое, с достаточно удобренной почвой. Приобретите для детей необходи­мый садовый инвентарь: лопату, мотыгу, грабли, ведерко и лейку из пластмассы (им будет легче).
Теги блога : построить простую дачу на участке, построить дом, сделать из дерева, строительство дома

Комментариев нет:

Отправить комментарий